Не одно десятилетие нас пугают «китайской угрозой»: мол, экспансия КНР охватит Дальний Восток, часть Казахстана, Узбекистан, Кыргызстан. В СССР была такая шутка — когда на китайском партийном собрании говорят: «Проникать в Советский союз будем малыми группами по 1-2 миллиона человек».
Но в реальности, эти прогнозы не оправдались! Китай гораздо меньше других глобальных мировых игроков вмешивается в жизнь стран Центральной Азии. КНР не размещает военные базы, не вмешивается в политическую жизнь, не требует реформ, свободы слова, освобождения политзаключенных, не защищает ЛГБТ-сообщество…
Китай в наших странах сосредоточен на торговле и инвестициях.
Но, как говорится, не все так однозначно. При внимательном рассмотрении возникает множество вопросов. Почему Китай дает такие дешёвые кредиты? Почему многие инвестиционные соглашения непубличны? Почему вложения часто идут в заведомо убыточные проекты?
Китайские инвестиции в Центральной Азии – это миллиарды долларов, а долг, например, Казахстана перед КНР – около $9 млрд. Но цифры эти не такие впечатляющие, если сравнивать с другими странами. Так, Россия должна Китаю более $90 млрд, а долг США превысил триллион долларов.
Так что же происходит на самом деле? Чего хочет Поднебесная от стран Центральной Азии?
Мнения экспертов по «китайской угрозе» — в видео на YouTube-канале AIRAN.